Дидактические пособия
Дидактическое пособие «Русская изба».
Воспитатель: Борисова Валентина Александровна
Игра и есть естественное самовоспитание ребенка, упражнение для будущего.
Л.С. Выготский
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма. Формируют основы самостоятельности и индивидуальности. Для нас важно, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. К сожалению, в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте и традициях.
Передо мной возникло множество вопросов: как приобщить детей к духовно – нравственному наследию нашей Родины? Как интересно показать и рассказать о традициях русского народа? Как познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением?
Так, объединив дидактические игры и историю нашего народа, мною было разработано методическое пособие макет «Русская изба»» для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Предлагаемое пособие дает возможность показать разницу в современных и старинных условиях жизни; видеть историю предков через выразительность народного языка. В тоже время у детей формируется интерес к устному народному творчеству. Данное методическое пособие включает в себя изучение быта и традиций русского народа через дидактические игры.
Актуальность обусловлена тем, что приобщая детей к русской народной культуре, мы даем возможность испытать всю полноту бытия русского народа, познакомиться с историей и традициями нашей Родины. Так как основной вид деятельности детей –это игра, я решила создать в группе макет «Русская изба». Данное пособие дает возможность ребенку поиграть, разыграть сказки. Погрузится в атмосферу старины. Созданная обстановка избы яркая, наглядная. Дети знакомятся со старинными предметами домашнего обихода, получают возможность использование этих предметов по их прямому назначению в режиссерской игре. Обогащается словарный запас детей названиями предметов русского быта. Все это, способствует развитию мышления, расширению кругозора и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.
Новизна в том, пособие предполагает новый стиль общения воспитателя и ребенка в изучении традиций русского народа через наглядность и через дидактические игры.
Использовать можно:
— на занятиях как пособие;
— в самостоятельной деятельности как игровой материал;
— в индивидуальной работе.
Цель: Формирование представления о строении русской избы, о ее внутреннем и внешнем убранстве, жизни, быте русского народа.
Ознакомление детей с бытом и традициями русского народа.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о жизни, быте, традициях и обрядах русского народа.
- Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением.
- Формировать коммуникативные навыки, способствующие развитию умения работать в группе.
Развивающие:
- Развивать связную монологическую и диалогическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых ситуаций;
- Развивать творческую и познавательную активность;
- Обогащать игровой опыт.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа;
- Приобщать к устному народному творчеству.
Пособие представляет собой макет Избы, состоящий из трёх стен. Боковых и центральной, крыши. Макет сделан из пеноплекса, стены оклеены бумагой с декором бревен. Крыша дома съемная, при необходимости. В центре избы расположена русская печь, стол, лавки, сундук, люлька, прялка все сделаны из пеноплекса. Бытовая утварь посуда, коромысло сделаны из воздушного пластилина. Ведра из картона.
Пособие «Макет «Русская изба»» предусмотрена как для самостоятельного, так и для совместного с воспитателем, ознакомления с бытом и традициями русского народа.
Пособие знакомит дошкольников: с печью и блюдами русской кухни; с предметами быта русского народа; с предметами старинного и современного быта.
На основе закрепления русских традиций в пособие вошли следующие дидактические игры:
«Скажи правильно», «Опиши предметы быта», «Что изменилось?», «Что было, что стало?»
К пособию подобран дополнительный материал – настольные игры: Дидактическая игра-лото «Русская изба», дидактическая игра-лото «народные промыслы», «Раскрась по образцу», «Скопируй узор», «Собери картинку», «Отгадай загадку».
Направления работы с пособием:
- «Русская изба» — беседы: знакомство с историей русской избы, интерьера, домашней утвари, укладом семьи.
- «Фольклор»: знакомство с устным народным творчеством русского народа – сказания, легенды, игры, песни, придания, загадки, скороговорки, считалки (театрализация).
- «Декоративно-прикладное искусство»: знакомство с народными промыслами русского народа.
- «Народный костюм»: знакомство с русскими народными костюмами.
- Театрализация сказок, сказаний, легенд, потешек, колыбельных.
- Самостоятельная игровая деятельность (сюжетно-ролевые, режиссерские игры).
В процессе реализации данного пособия видны следующие результаты:
— обогащение словарного запаса за счет слов обозначающих предметы, явления русского быта, посуды и т.д.;
— умение составлять рассказы о предметах русского быта, традициях, праздниках;
— умение составлять рассказы по набору сюжетных картинок;
— умение составлять рассказы из опыта на темы о праздновании народных праздников;
— умение поддерживать разговор с взрослыми и сверстниками.
Используя данное пособие, дошкольники учатся самостоятельно использовать полученную информацию, анализировать, экспериментировать, делать выводы. Через игровую деятельность и коммуникативные умения и навыки дошкольники приобщаются к духовно – нравственным ценностям, что способствует повышенному интересу к истории и традициям нашей Родины.
Варианты игр с пособием «Русская изба»:
- «Крестьянский быт»
Цель: Учить детей составлять описательный рассказ по теме «Крестьянский быт». Отвечать на вопросы по теме. Обогащать словарь детей за счет слов: изба, печь, ухват, чугунок и другие.
Игровое задание: расскажи, что ты видишь в крестьянской избе.
Правила игры: описать как можно точнее предметы быта, сообща составить рассказ.
- «Знакомство с кухонной утварью»
Цель: познакомить с многообразием предметов домашнего обихода русского народа, их названиями и назначением. Закреплять умение различать предметы по характерным признакам.
Игровое задание: найди предметы, которые относятся к кухонной утвари. Правила игры: детям предлагают описание вариантов действий с тем или иным предметом кухонной утвари (В чем варят еду в печи? Этим предметом достают чугунок из русской печи? и т.д.). Дети отгадывают предмет. Возможно в ходе игры использование русских народных потешек, загадок, пословиц.
- «Угадай, что спрятали»
Разложить предметы обихода, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; воспитатель убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятали.
- «Знакомство с родственными связями». «Кто живет в семье».
Цель: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи. Приобщать детей к народному фольклору.
Ход игры: дети рассматривают и называют каждого члена семьи.
Пословицы: У ребенка заболит пальчик, а у матери – сердце.
Не нужен и клад, когда в семье лад.
Всякой матери своё дитя мило.
- «Знакомство с колыбелью, колыбельными песнями».
Цель: — познакомить детей с устным народным творчеством (пестушками, потешками, колыбельными,)
Колыбельные:
Баю-баюшки-баю,
Песню тихо я пою.
Спят все звери на земле:
Кто в берлоге, кто в дупле.
А цыплята спят в лукошке.
А бычку приснились рожки.
Не снимает петушок
На ночь красный гребешок.
Баю-баюшки-баю,
Песню тихо я пою.
- «Закрепление знакомых сказок».
Цель: развивать речевую активность, художественно-творческие способности, воображение, эмоциональную сферу ребенка дошкольника.
Игровое задание: расскажи сказку, используя макет.
Правила игры: детям предлагаются герои знакомых сказок для самостоятельного обыгрывания сказки с помощью макета русской избы. («Курочка ряба», «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка» и др.). Возможно дополнение героев сказок из различных видов театра.
В режиссерских играх ребенок выступает в роли режиссера, берет на себя все игровые роли своих персонажей, сам себе и окружающим с удовольствием поясняет сюжет. В процессе действия с игрушками ребенок упражняется в общении, во взаимоотношениях. Развиваются речь, мышление, воображение, повышается самостоятельность и активность, проявляются конструктивные и актерские способности. Используя разные предметы, ребенок исследует, получает новые знания.
Режиссерская игра предоставляет детям широкие возможности для самореализации.
Макет русской избы делает доступным внутреннее убранство и знакомит со своими жителями.
В режиссерской игре ребенок остается самим собой, ему не надо подчиняться каким – то общим требованиям, он сам придумывает свои правила и сам их выполняет, проявляет свое творчество, свои знания.
После детального ознакомления с устройством жилища дети ведут самостоятельные игры по мотиву «жизнь русской семьи». Они погружаются в быт наших предков через игровые ситуации, рассказы, сказки, потешки, пословицы, песенки, загадки, что позволяет им расширять свой кругозор, словарный запас, развивать познавательную деятельность в плане русских традиций и русского быта.
Используемая литература:
1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Издательство «Мозаика – синтез» 2015г.
2.Борисова М.М. «Малоподвижные игры и игровые упражнения». Издательство «Мозаика – синтез» 2014г
3.Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду». Издательство «Просвещение» 1988г.
4.Пантелеева Н.Г. «Народные праздники в детском саду». Издательство Мозаика – синтез Москва 2014г.
5.Юдина Н.А. «Русские обычаи и обряды» — М.: Вече, 2006г.











Многофункциональное дидактическое игровое пособие «Занимательные матрешки».
Выполнила: педагог-психолог Хайрова Л.С.
Цель: Создание условий для приобщения детей младшего и среднего дошкольного возраста к русской культуре через образ Матрешки.
Представленное пособие «Занимательные Матрешки» изготовлено своими руками. Данное пособие универсально, многофункционально в применении, мобильно к размещению в групповом пространстве, доступно в изготовлении и имеет общеразвивающей и коррекционный эффект.
Пособие ориентировано на детей младшего дошкольного возраста. Состоит из трех матрешек, они мягкие и безопасны в использовании. В этом пособии представлены три развивающие игры.
1 Матрешка «Шнуровка»
Цель: развитие тонких движений пальцев рук (тонкой моторики, а также развитию речи ребенка).
Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей от 8 месяцев. Отличительная черта игры – наличие шнурка и предметов для шнурования.
Игра – шнуровка учит аккуратности и внимательности, ведь у каждой детали есть свое место. Ребенок приобретает навыки конструирования, составления орнаментов, научиться ориентироваться на плоскости.
2 Матрешка «Пуговки и резиночки»
Цель: развитие мелкой моторики, развитие зрительного и тактильного восприятия, классификации, развитие воображения, логического мышления.
Игровые действия
1 вариант. Поиск одинаковых по цвету пуговиц и объединение парных пуговиц резинкой.
2 вариант. Поиск одинаковых по величине пуговиц и объединение парных пуговиц резинкой.
3 Матрешка «Времена года»
Цель: закрепить у дошкольников знания о временах года, их последовательности, изменениях в природе, выраженных в окраске растительного и животного мира, явлениях неживой природы; обогащать и активизировать словарь детей; развивать речь, наблюдательность, внимание; воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.
Такие темы, как «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» – с помощью игры можно раскрывать, опираясь на их последовательность и цикличность.
Наглядный материал размещается на видном месте. Таким образом, что ребенок часто встречает его глазами в течение дня. Он невольно прокручивает в памяти названия времен года.
Вывод: С помощью данного пособия у воспитанников формируются элементарные представления о таких свойствах предметов, как форма, величина, цвет, формируется способность соотносить, сравнивать их; развивается внимание, воображение, ассоциативное мышление, речь малышей.
Пособие подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.


Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста КУБ «Русские народные промыслы»
Выполнила: Казакова Л.И., воспитатель.
Цель дидактического пособия для детей дошкольного возраста КУБ «Русские народные промыслы»: Развитие познавательных интересов и способностей на основе практических действий.
Задачи:
Обучающие:
1. Учить считать в пределах 10, сравнивать группы предметов (по величине, цвету, форме, количеству).
2. Формировать навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми.
Развивающие:
1. Развивать пространственное воображение детей.
2. Совершенствовать предметно-практические действия.
3. Развивать связную речь, память.
4. Развивать все виды восприятия: (зрительное, слуховое, тактильно – двигательное, глазомер и координацию движений пальцев рук, мелкую моторику рук).
5. Развитие самостоятельности и инициативы.
Воспитывающие: Воспитания дружеских взаимоотношений в игре между детьми.
В дидактическое пособие КУБ « Русские народные промыслы» входят игры:
- Дидактическая игра «Укрась игрушку»
Цель: познакомить детей с дымковской игрушкой учить подбирать узоры к силуэтам и рассказывать какими элементами составлен дымковский узор. Развивать чувство цвета. Формировать эстетический вкус.
- Дидактическая игра «Подбери заплатку к узору»
Цель игры: развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия у детей
3. «Дидактическая игра «Дымковское домино»
Цель: приобщение детей к народному искусству. Закрепить представления об основных элементах дымковской росписи.
4. «Дидактическая игра «Дымковский конь»
Цель: закрепить знания детей о дымковской росписи, ее цветовой гамме, элементах и особенностях узоров. Закреплять умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона. Развивать интерес к народным промыслам.
5. Дидактическая игра «Составь узор». Цель: закрепить знания о народных промыслах — гжельская роспись.
6. Дидактическая игра Лото «Гжель». Цель: закрепить знания о стилевых особенностях элементов узора.
7. «Дидактическая игра «Найди пару. Посуда». Цель: закреплять представление о гжельской росписи.
8. Дидактическая игра «Найди половинку. Часы». Цель: развитие внимания и закрепление знаний об элементах гжельской росписи.
9. Дидактическая игра Лото «Народные промыслы». Цель: приобщать детей к культурному наследию народного декоративно-прикладного искусства.
10. Дидактическая игра Лото «Узнай роспись». Цель: приобщать детей к культурному наследию народного декоративно-прикладного искусства.
11. Дидактическая игра Кубики «Народные промыслы». Цели: развитие воображения, внимания, мышления, сообразительности, мелкой моторики рук, усидчивости, умения доводить начатое дело до конца, познакомить детей с изделиями народных промыслов.
12. Раскраски по народным промыслам. Цель: воспитание эстетического вкуса, чувства гордости и бережного отношения к культурному наследию России.
13. Конструктор матрешки. Цель: формирование умения складывать её из бумаги.
14. Дидактическая игра «Придумай Хохломской узор». Цель: воспитание любви к Родине посредством ознакомления с Хохломской росписью.
15. Дидактическая игра «Собери разрезную матрешку». Цель: учить составлять предметы из нескольких частей, развивать мелкую моторику рук, логическое мышление, внимание, глазомер.
16. Дидактическая игра «Собери по номеру». Цель: формировать умение собирать целое изображение из отдельных кусочков.
17. Дидактическая игра «Подбери заплатку». Цель: Развитие умения подбирать подходящую по узору геометрическую фигуру
18. Дидактическая игра «Найди одинаковых матрешек». Цель: развивать память, внимание, логику и мышление, воображение.
19. Дидактическая игра «Собери по росту». Цель: развивать наблюдательность и внимание.
20. Дидактическая игра «Укрась посуду. Городецкая роспись». Цель: развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объёмной плоскости.
21. Дидактическая игра «Народное творчество». Цель: развитие интереса детей к народным промыслам и росписям; умение их различать и узнавать;
22. Дидактическая игра «Сложи картинку». Цель: развивать умение собирать из частей целое, закреплять знания о городецкой росписи.
23. Альбом «Дымковская игрушка».
24. Альбом «Гжельская роспись».
25. Альбом «Городецкая роспись».
26. Альбом «Хохломская роспись».
Цель рассматривания альбомов по дымке, гжельской, городецкой и хохломской росписи — познакомить детей с народными промыслами и их характерными особенностями; сформировать у детей познавательный интерес к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и развитие умения видеть красоту изделий прикладного творчества.








Методические пособия
Учебно-методическое пособие: «Бабушкин сундук» для детей 6-7 лет.
Подготовила воспитатель Волкова Татьяна Ивановна.
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры через знакомство с бытом русского народа, предметами народного прикладного искусства.
Задачи: формировать у детей представления о предметах народного прикладного искусства; знакомить детей с одеждой русского народа, его традициями; развивать умение поддерживать беседу, выражать через речь свои впечатления; развивать умение подбирать относительные прилагательные к существительным; пополнять словарь новыми словами русского быта; развивать эстетические чувства, эмоции, воображение; воспитывать желание слушать русскую народную музыку; воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к русской народной культуре.








Методическое пособие «Рукотворная народная игрушка – Говорушка»
Выполнила: Петрова Е.В., воспитатель
Цель: формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.
Задачи:
- расширять представления о народных игрушках и истории их возникновения;
- познакомить с понятием «оберег» и способом изготовления куклы-оберега;
- расширить словарный запас.
- обеспечить развитие внимания;
- обеспечить развитие творческих способностей;
- обеспечить развитие мелкой моторики рук;
- обеспечить развитие эмоциональности, чувства прекрасного.
- пробудить чувство любви к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров;
- вызвать желание самим сделать тряпичную куклу;
- способствовать развитию терпеливости, усидчивости.












Лепбуки