• Запись опубликована:20.11.2020

Экологическое воспитание – это формирование морально-нравственных категорий у ребенка. Экологическое воспитание должно начинаться с дошкольного возраста, так как именно в этот момент у детей закладывается набор основных нравственных ценностей. В рамках экологического воспитания ребенок знакомится с основными представлениями о природе, осознает, что он является частью этой природы, и что люди несут ответственность практически за все, что происходит вокруг нас. Ребёнок учиться бережно, относиться к окружающей среде. Эти цели и задачи как раз и реализуются в рамках экологического воспитания.

Методы и формы экологического воспитания дошкольников

1.Создание экологической среды в дошкольномучреждении— это непрерывный процесс, который включает в себя организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная совместная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и заботиться о «братьях меньших». Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

2 . Наблюдение

 Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия — зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное.

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в тёплое и холодное время года позволяют детям в процессе наблюдений сформировать представления о зависимости жизни растений от внешних условий.

 Требования к проведению наблюдений:

1.Любой объект природы должен быть максимально доступен для восприятия. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать запах, подержать его в руках, если это возможно.

2. Временные параметры наблюдения: рассматривание, восприятие любых объектов и явлений природы должны быть непродолжительными, 3-10 минут — оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения информации. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без утомления.

3.  Структура наблюдений: имеет начало, основную часть и конец. Начало наблюдения решает достаточно трудную задачу — собрать детей и сконцентрировать их внимание. Во второй, основной части, вы задаете вопросы, выслушиваете ответы. Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких-либо специальных приемов.

 3.  Игра — это еще один очень важный метод экологического воспитания.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игры и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может стать лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми объектами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам.

Игрушка — обязательный спутник детских игр. Готовые игрушки (куклы, животные) используются на занятиях кружка «Мир вокруг нас». Сказочные персонажи «выходят» за пределы сюжета своего произведения, действуют в новых обучающих ситуациях, но обязательно продолжают характерную им них линию поведения. Например, «Чипполино» много знает об овощах и фруктах, так как живет во фруктово-огородной стране. Он сообщает новые сведения о плодах, дает советы по их выращиванию, уходу за огородными растениями. «Карлсон», большой хвастунишка, баловник и любитель поесть, он может сообщить много интересного о воздухе, изменениях в погоде и сезонах года. «Незнайка» часто попадает впросак, делает неверные предположения, дает неправильные советы. Этот персонаж тоже можно использовать в домашних занятиях.

Кубики, мозаики, конструкторы применяются для моделирования объектов. Например, при изучении растений можно использовать разрезной картонный макет: корень, стебель, лист, цветок, плод. Дети составляют из отдельных деталей целое растение, объясняют назначение частей.

Особо ценной можно считать игрушку — материал (глина, песок, картон, бумага, природный материал), которая дает простор детской фантазии. Например, наблюдая осенние изменения в природе, в частности — листопад, ребенок может собрать коллекцию листьев, наклеить их на лист бумаги и получить работу-панно, а вы ему в этом поможете, получится совместная работа ребенка и родителей.

Возможность использования игрушек-материалов очень велика: поделки из шишек, желудей, веток; аппликация из бумаги, листьев; будут достойным дополнением семейных коллекций.

Игры-иллюстрации можно использовать, чтобы показать свойства веществ. Например, при домашнем изучении темы «Воздух». Показать детям воздух, наглядно можно используя мыльные пузыри. Для этого требуются трубочки для коктейля и мыльный раствор. Дети пускают пузыри, наблюдая свойства — летучие, легкие, наполнены воздухом, который выдыхаем. Играем: у кого самый большой мыльный пузырь? Чей ярче? Свойства воды, песка, глины тоже можно показать в процессе игровой деятельности.

Для детей дошкольного возраста хорошим способом закрепления материала является инсценирование. Для этого бывает достаточно приготовить шапочки-ободки наиболее часто встречающихся персонажей (Заяц, Белка, Медведь, Волк, Лиса и т.д.). Дети с удовольствием разыгрывают прочитанные сюжеты.

Дошкольники с удовольствием играют в различные настольно-печатные игры — «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Кто, где живет?» и т.д.

Подвижные игры помогают развивать у детей ловкость, быстроту, силу. На прогулках, можно поиграть с детьми в подвижные игры, используя основы экологических знаний. Играя в подвижные игры, дети получают заряд бодрости и здоровья.

Экскурсия— еще одна очень интересная форма для изучения явлений природы. Экскурсия — это комплексное мероприятие, ее заранее планируют, обдумывают, готовят. Во время экскурсии на умственное развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок. На нравственное развитие детей большое влияние оказывает практическая природоохранная деятельность: развешивание кормушек, домиков для птиц, ограждение муравейников и т.д. Хорошо организовать уборку и очистку от мусора небольшого участка территории, где вы задумали провести экскурсию.

С детьми дошкольного возраста даже в домашних условиях можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление. Интересные опыты можно проводить с водой, воздухом, песком и глиной, при выращивании зелени, например, репчатого лука.

Таким образом,  самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность, родителя, и педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу. 

Материал подготовлен воспитателям СП «Детский сад» ГБОУ ООШ №2 г.о. Октябрьск Прытковой С.С.