• Запись опубликована:27 марта, 2020

На вопрос отвечает начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Самарской области Мария Кин.

Какими правами обладают дети в сфере охраны здоровья?

Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Дети наравне со взрослыми обладают этим правом, что закреплено в отдельных законах.

Одним из основных принципов охраны здоровья, является приоритет охраны здоровья детей (ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ (далее – Закон № 323-ФЗ).

Какие права в данной области есть у несовершеннолетних?

В частности, дети и подростки имеют право на: прохождение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения; оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в период оздоровления и организованного отдыха; получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме и т.д. (ст. 54 Закона № 323-ФЗ).

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше 16 лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом.

В каком случае принимается решение о вмешательстве?

Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является получение информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на такое вмешательство (ст. 20 Закона № 323-ФЗ). В отношении несовершеннолетних детей такое согласие дают один из родителей или иной законный представитель ребёнка.

Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставлено право на совместное нахождение с ребёнком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребёнка. При этом плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.

Какие дополнительные права в сфере охраны здоровья детей предусмотрены законодательством?

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в медицинских организациях осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи (ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ). Она предусматривает оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Комментирует ситуацию заместитель прокурора Комсомольского района г. Тольятти Анна Николаева.

Мне как пенсионеру в 2018 году ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального округа» выдана санаторно-курортная путевка. В 2019 году мне пришло налоговое уведомление о необходимости отплатить налог в связи с получением путевки.

Согласно статьи 210 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение, которым у него возникло.

В соответствии с положениями статьи 41 НК РФ санаторно-курортная путевка является доходом в виде экономической выгоды натуральной форме.

Законодателем не предусмотрено взыскание налогов за счет средств ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального округа», являющегося налоговым агентом (пункт 5 статьи 226 НК РФ).

Статьей 228 НК РФ установлено, что налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

Налогоплательщики (то есть лицо, получившее путевку на санаторно-курортное лечение) в силу ст. 45 НК обязаны самостоятельно исполнитель обязанность по уплате налога.

Таким образом, полученная Вами санаторно-курортная путевка, рассматривается как доход, полученный в натуральный форме, который подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в размере 13%.

На вопрос отвечает прокурор Автозаводского района г. Тольятти Александр Николаев.

Можно ли привлечь к ответственности дважды за одно и тоже административное правонарушение?

«Неделю назад я ехал по ул. Ворошилова в г. Тольятти на своем личном автомобиле и меня остановил сотрудник ДПС. Ему показалось, что я нахожусь в состоянии опьянения и он предложил направиться в медицинское учреждение для прохождения процедуры освидетельствования на состояние опьянения. В результате прохождения освидетельствования выяснилось, что я употреблял наркотические средства и в отношении меня составили протокол по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление автотранспортом в состоянии опьянения. А теперь выясняется, что меня ищет участковый уполномоченный полиции и хочет составить протокол по тому же факту, но только уже по ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ. Можно ли привлечь меня к ответственности дважды за одно и тоже?»

В данном случае совершено два разных административных правонарушения. Действия должностных лиц органов внутренних дел являются законными и обоснованными, поскольку ответственность за управление автомобилем в состоянии опьянения предусмотрена ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, а ответственность за немедицинское употребление наркотических средств предусмотрена ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ.

Факт того, что дата и время употребления наркотиков не установлена не исключает саму возможность привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ?

Объективную сторону указанного административного правонарушения составляет потребление наркотических средств без назначения врача, и для привлечения к ответственности по данной статье имеет значение сам факт потребления без назначения врача независимо от места потребления. Факт употребления может быть задолго до задержания лица, привлекаемого к административной ответственности за данное правонарушение и время употребления зачастую установить невозможно.

Таким образом, для квалификации действий лица по ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ, установление времени и места употребления наркотика не имеет правового значения.

То есть мне было бы проще отказаться от прохождения медицинского освидетельствования и тогда бы мне не угрожала ответственность по ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ?

Не совсем так. Ответственность предусмотрена как за немедицинское употребление наркотических средств, так и за отказ от исполнения законного требования уполномоченного лица по прохождению соответствующего медицинского освидетельствования (ч. 1 статьи 6.9 КоАП РФ).